«Испанский стыд»: Если стыдно за других — вы особенный человек с личной миссией

«Испанский стыд»: Если стыдно за других — вы особенный человек с личной миссией

Эта тягостная доля — стыдиться за других, — прямое указание, что в жизни ваше дело — беречь, защищать, помогать, спасать, лечить, восстанавливать справедливость. Это ваше предназначение.

Кто-то ведёт себя развязно, отвратительно; хамит официанту, нагло лжёт, хвастается, рассказывает сальные анекдоты… Или кого-то уличили в воровстве, разоблачили публично… Кто-то неуместно оделся в юношеские одежды, а сам давно на пенсии; кто-то шумно втягивает в себя суп, как испорченный насос… И им не стыдно ни капельки, этим людям. Почему-то стыдно вам. Даже если это в кино происходит — вы отворачиваетесь и стараетесь пропустить неприятный момент. Окружающие хохочут или возмущаются, а вам стыдно. Что за дикость?

«Испанский» стыд — это проявление эмпатии

Это «испанский стыд»; именно испанцы придумали название для выражения этого странного чувства. Стыд за другого некоторые психологи считают проекцией; дескать, вы когда-то попадали в подобное положение, вас устыдили или посмеялись над вами, вот подсознание вам и напомнило момент стыда; вашего стыда, личного. Но вы никогда не хрюкали во время еды; вас не уличали в краже, вы не кричали нецензурно на обслуживающий персонал! Так что такое объяснение пусть психологи оставят для себя; может, у них есть такие личные воспоминания.

Это проявление эмпатии, вот что такое «испанский стыд». Это особое уникальное качество, которое присуще немногим. Сейчас учёные подтвердили, что у эмпатических личностей мозг устроен особым образом. Они могут полностью понимать эмоциональное состояние других людей, буквально «считывать» эмоции и даже мысли. Но мало того, что вы эмпат. У вас есть ясное ощущение и осознание того, что Кант называл «нравственным законом». Вы мгновенно отличаете добро от зла, справедливость от несправедливости. Вы обладаете также и милосердием; в вас нет жестокости и наслаждения страданиями даже врагов… Вы особенный человек со своей личной духовной миссией, вот в чем дело.

«Испанский стыд»: Если стыдно за других — вы особенный человек с личной миссией

И эта тягостная доля — стыдиться за других, — прямое указание, что в жизни ваше дело — беречь, защищать, помогать, спасать, лечить, восстанавливать справедливость. Это ваше предназначение. Например, человек имеет абсолютный музыкальный слух и не знает об этом. Но каждая фальшивая нота заставляет его болезненно морщиться, ему физически невыносимо слышать фальшь! Это потому, что он одарён абсолютным слухом. Его предназначение — музыка, это ясно. Так же и предназначение тех, у кого есть «испанский стыд», — творить добро и защищать справедливость. Милосердно защищать. Это ваша миссия.

К вам часто обращаются за помощью; незнакомые люди раскрывают вам душу; вы можете утешить и поддержать буквально несколькими словами? Вы способны на порыв души, на доброе участие? Вы догадываетесь, что кому-то тяжело или неловко и деликатно переводите разговор на другое? Вы особенный человек, это надо помнить. С абсолютным слухом души. И надо искать свой путь. Это непросто, но главный признак развитой души есть, — и путь вы найдёте.опубликовано econet.ru.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “«Испанский стыд»: Если стыдно за других — вы особенный человек с личной миссией”

  1. Согласен с автором, потому что иногда испытываю такие чувства.

  2. леоргий:

    «Человеческая логика не имеет ничего общего с темными законами подлинной жизни» (Ф. Мориак). «Среди бессознательных идей привилегированными, то есть способными стать сознательными, являются те, которые прямо или косвенно наиболее глубоко воздействуют на наши чувства» (А. Пуанкаре). «Самые последние истины мышления нельзя вывести путем доказательств, их надо иметь в крови, ощущать нутром» (А. Эйнштейн). Это значит, что «на такой вопрос нельзя ответить с помощью одних научных методов» (Л. Бинсвангер); необходимо понимание через «зов совести» (М. Хайдеггер).«Нагота некоторых людей кажется более обнаженной, чем нагота других» (Ж.-П. Мартен). Труднее всего «праведникам, которые распознают за грехами и мерзостями человека его светлый лик» (В. Зеньковский). Причиной их беспокойства в нравственной сфере – «самой нужнейшей» (Пифагор) для науки – является неисчерпаемое мировое зло, которое совестливые, ранимые люди диагностируют и внутри, и вокруг себя. В совокуплении – этом самом впечатляющем и конфликтном для души деянии – нам для понимания собственного нравственного статуса достаточно правдиво отнестись к своим ощущениям. Внутренняя правда, связанная со стыдом, а не с показной наружностью, говорит человеку кто он на самом деле.
    «…Люди с высоким уровнем развития, умные, чувствительные люди неизбежно испытывают на себе разрушительные последствия сексуального «психического преступления» (А. Менегетти), «всеобщей тенденции к унижению в сфере любви» (З. Фрейд). Показателен в этом отношении труд Папы Иоанна Павла II (в миру К. Войтыла) «Любовь и ответственность», чей анализ половой любви, опубликованный почти в конце жизни (книга писалась более 40 лет), – свидетельство беспокойства по поводу несовместимости похоти с чувством вселенской справедливости. Использование другой личности, обычно женщины, имеющее место в совокуплении, нельзя, как он считает, назвать любовью в истинном значении этого слова. Если Далай-лама, отказавшийся вообще обсуждать половой вопрос, знал о чем не говорит, предполагая, видимо, что в этом случае его моральную чистоту никто не подвергнет сомнению, то Папа Римский не только знал, пусть даже не из личного опыта, о чем говорит, но и попытался найти выход из нравственного тупика.
    Сексуальность для чувствительных людей «благодатное» поле развития нравственных болезней «на почве неразрешимого конфликта» (shizofreniya.org.ru) совести с побуждениями плоти , их «мировоззренческих» разногласий. Именно «в тематике шизофренического мира выраженно выступает стремление к правде. Больной шизофренией не может примириться с поверхностной стороной жизни. И возможно, что все великие этические учения обязаны своим возникновением патологической совестливости их создателей» (В. Руднев).
    «Не все, у кого болит душа, душевнобольные» (В. Демиль). «Любой нормальный человек нормален лишь отчасти» (З. Фрейд). «…Каждый из нормальных людей немного шизофреник» (П. Ганнушкин). Наши соавторы подобны «христианам – страдальцам от морали» в жестоком мире вселенского зла. Больными мы их не считаем – лишь чересчур совестливыми, нравственно «акцентуированными личностями» (К. Леонгард). К таким личностям мы отнесли бы, в первую очередь, людей с повышенным чувством справедливости, ошеломленных своими и чужими, вольными и невольными позывами из «бездны души», прежде всего теми, которые навязывает нам плоть. Чувствительный человек в половозрелом возрасте находится между двух, вернее трех, огней: требованиями похоти, с одной стороны, и двумя контролерами – совести и общества – с другой. Если справедливо, что «…психика – это способность удерживать вместе непримиримое» (А. Секацкий), значит нравственная анемия признак здоровой психики.

Оставить комментарий